Курсовая "Умеренность"

Курсовая работа № 1 (гр. № 55)

Автор:   Матюхина Елена
«Умеренность»

                Проверил Лобанов А.Г.

«Ты не сможешь создать единства в чем-то другом, если сам пребываешь в разладе»
                                                                                                                                                                       Агриппа фон Неттешайм
 

 

Умеренность

Таро Висконти-Сфорца

Обдумывая написание курсовой работы, я долго не могла остановить свой выбор, на каком либо Аркане. Ко мне в гости приехала подруга, которая не имеет особого представления о системе Таро. Мы с ней долго рассматривали различные колоды Таро, которые у меня дома в достаточном  количестве, и в каждой колоде она находила одну карту и спрашивала о ее значении, и каждый раз это был Аркан Умеренность в различном художественном исполнении, что меня очень удивило. Но время шло, продолжалось обучение в школе, знания пополнялись из книг, а решение так и не приходило.  Мне в руки попала книга Хайо Банцхафа «Таро и путешествие героя», где 22 карты Старших Арканов рассматриваются, как значимые вехи, как архитипические указатели на пути к трудной цели  - к целостности «Взаимосвязи, возникающие при этом между отдельными картами, не только освещают текущую ситуацию с новой, часто неожиданной стороны, но и знакомят человека с той прекрасной жизненной философией, которая заключена в Таро. Тот, кто даст себе труд познакомиться с этим древним знанием и понять его, не только приобретет источник полезных советов в любой житейской ситуации, но и сумеет проникнуть в смысл тех задач, событий, кризисов и успехов, с которыми сталкивает нас жизнь, и научится использовать их для своего дальнейшего внутреннего роста». И вот, изучая этот труд, я нашла соответствие своего мироощущения на данном этапе своей жизни -  это был Аркан Умеренность. Что еще раз убедило меня в правильности утверждения  – «Случайности не случайны».

Колод Таро очень много, и какая из них «правильная» ответить не возможно. Мы начали изучение Таро с системы разработанной Артуром Эдвардом Уэйтом(1857-1942). Для  этой системы Уэйт придумал собственную колоду карт Таро, которую изобразила художница Памела  Колмен Смит (1879-1951 гг.). Колода была издана в 1009 (1910) в Лондоне в издательстве Райдера и стала самой популярной в мире.

Если обратиться к истории, то версий о происхождении карт Таро много и определить верную не представляется возможным. Колода карт, известна в своем теперешнем виде с XVI века. С тех самых пор колода Таро состоит из 78 карт, разделяющихся на две основные группы: 22 карты, называемые Старшими Арканами, и 56 карт Младших Арканов. Если двадцать два Старших Аркана — это двадцать два отдельных сюжета, из которых ни один не повторяет другого, а будучи разложены по номерам, они складываются в четкую логическую последовательность, то Младшие Арканы, эти предшественники современных игральных карт, состоят лишь из четырех серий или мастей — Жезлов, Мечей, Кубков и Денариев, позже ставших трефами, пиками, червами и бубнами. Каждая масть, как и в игральных картах, начинается с Туза, за которым следуют Двойка, Тройка и так далее до Десятки. Есть еще фигурные карты или «картинки» — Король, Королева, Рыцарь и Паж — на одну больше, чем в игральных.

Возникли ли обе эти группы сразу вместе или лишь со временем были соединены в одну колоду — вопрос ничуть не более ясный, чем само происхождение карт. По некоторым предположениям, карты Младших Арканов пришли в Европу в XIV веке из исламских стран. Но что на них изображалось и для чего они использовались, для гадания или просто для игры, тоже неизвестно. О происхождении Старших Арканов, для нас с вами самых главных, известно еще меньше. Одни считают, что, раз первое упоминание о Старших Арканах относится к XVI веку, то и возникли они именно тогда, другие же возводят их историю не меньше чем к Древнему Египту, где они служили жрецам книгой мудрости, а потом какими-то таинственными путями попали в Европу.

Одна из многочисленных легенд, связанных с этим, гласит, что карты были принесены в Палестину Моисеем, когда тот увел свой народ из Египта (Моисей как первосвященник был посвящен в жреческие мистерии). В Палестине к ним добавилась Каббала, тайное учение, основанное на символике двадцати двух букв еврейского алфавита. Важнейшим доказательством этого считается совпадение числа этих букв и Старших Арканов. Версий  о происхождении карт много, но вернемся к истории, которую можно хоть как-то отследить. Впервые 22 карты (козыри) Таро соотнесли с 22 буквами древнееврейского алфавита Антуан Курт де Жебеленн (1728?- 1784гг.), что в дальнейшем сыграло важнейшую роль во всех последующих оккультных системах Таро. Он же впервые опубликовал колоду Таро. Она состояла лишь из козырей тузов и основывалась на распространенном тогда во Франции дизайне, которая получила название «Марсельское Таро», обсуждались также гадательное применение Таро.

Продолжил традицию оккультного ТАРО  другой француз, Жан-Батист Альетт (1738-1791), более известный в оккультной истории как Эттейла. Им впервые была написана книга, целиком посвященная гаданию на Таро и создана полная оккультная колода Таро. Она была специально предназначена для гадания, а с другой стороны должна была воспроизводить древнеегипетскую «Книгу Тота». Также он установил соответствие между картами Таро, днями Творения, астрологическими энергиями и Элементами мироздания.  Эттейла исправил Марсельское Таро радикально: он перерисовал все карты, поменял их названия и нумерацию козырей.  Эттейла заложил основы гадательных значений карт Таро и внес вклад в иконографию оккультного Таро. Гадательно-символическая система Эттейлы существует и развивается по сей день. Марсельское Таро считали «традиционными», но Уэйт для своей колоды использовал более половины карт Эттейлы, также  их использовал Папюс и немец Дайтьянус.

Так же развивалась другая ветвь традиции основателем, которой стал Альфонс Луи Констан (1810-1875) известный как Элифас Леви. В его системе Таро оказалась тесно связана с Христианской  Каббалой. Леви категорично отверг систему Эттейлы и взял за основу «своего» Таро марсельскую колоду и объявил Таро ключом ко всем оккультным наукам и практикам и инструментам для прорицательства. Он связал 10 очковых карт каждой масти с 10 Сефирами каббалистического Древа Жизни, а четыре масти  - с четырьмя Элементами и четырьмя буквами Тетраграмматона (еврейской записи имени Бога Йод-Хе-Вау-Хе). Итак,  Леви соединил Таро с Христианской Каббалой, это была целостная система, которую продолжали развивать последователи Леви.

Особенно большой вклад внес доктор Папюс(1865-1916):  он назначил Козырям Таро астрологические атрибуты воспользовавшись одной из версий системы, где буквы еврейского алфавита сопоставляются с 3 стихиями, 7 планетами и 12 знаками зодиака. Эта система с некоторыми вариациями была принята в России, Германии и других странах, но поскольку создана она во Франции ее принято называть французской. Графически французскую систему реализовал Освальд Вирт (1860-1943). В 1989 он издал колоду из 22 старших арканов.

Английская система отпочковалась от французской и оформилась в Ордене Золотой Зари», который был основан в1888г. Самьюэл Макгрегор Матерс разработал систему Таро «Золотой Зари» , которая оисывалась в «Книге Т» и была предназначена только для членов ордена. Две самые известные в ХХ веке колоды были созданы оккультистами, которые были видными членами «Золотой Зари»: Артур Эдвард Уэйт и Алистер Кроули (1875-1947). Таро Уэйта было опубликовано в 1910 году, было опубликовано автором, то есть опубликовано для всех. Кроме 22 старших арканов, все младшие обладали, благодаря мисс Смит, уникальным сюжетным рисунком. Рисунок должен был отображать прорицательное значение карты. Уэйт не дает ни на самих картах, ни в книге никаких астрологических соответствий, никаких еврейских букв – ничего кроме общепринятых названий и номеров карт. Уэйт и мисс Смит сделали Таро для народа – широкодоступное, понятное, готовое к употреблению. Система образов позволяет прорицателю на интуитивном уровне искать ответы на поставленные вопросы, по этим картам можно гадать на сугубо мирские, повседневно бытовые темы, что люди и делают, даже не подозревая о существовании какой-либо оккультной традиции. Этим и объясняется такая популярность колоды.

Умеренность
Воздержание
The Temperance
la Tempérance
Die
Mäßigkeit
Егип. – Два Сосуда

В классической колоде Уэйта на карте изображен Андрогин или ангел, переливающий  жидкость из верхнего сосуда в нижний, не проливая ни капли. Крылатый ангел на челе которого знак солнца, а на груди квадрат и треугольник.  Переливающаяся вода  символизирует круговорот энергии во Вселенной. За плечами ангела два крыла, так как он – Ангел Времени, Солнечный гений. Обычно стоит на берегу реки или на воде и не отбрасывает тени. Ангел переливает воду из одной чаши в другую, смешивая различные стороны существования..

Здесь часть Тайны Вечной Жизни, насколько она возможна для воплощения человека, ей дали название «Умеренность», потому что, когда в нашем сознании устанавливается ее правление, она умеряет, сочетает и гармонизирует материальную и психическую природу.

Ангел стоит одной ногой в воде (символизирующей эмоции), а другой на земле (символизирующей действие в материальном мире). Дорога начинается от воды и ведет к двум горам, за которыми встает солнце, если вспомнить карту Смерти, то можно заметить ,что там тоже встает солнце между двух колонн.          

Карта «Умеренность» представляет второго Архангела в колоде Таро. Его имя переводится как «Тот, как Бог» или «Подобный Богу». Преображение, связанное с картой Смерть, наделяет нас теми божественными качествами, которые олицетворяет Михаил, ибо все лишнее, вся накипь и шелуха уже смыты с нас без следа. Справа от ангела растут цветы ирисы, а Ирида – это богиня радуги, как бы повторяют сказанное некогда: «что на Земле, то и на Небесах».

Умеренность – это та часть ангела в каждом из нас, которая подобно фениксу возрождается из пепла навстречу все новым испытаниям.

Современное гадательное толкование (по Уэйту)

Равновесие, сотрудничество и приспособление – таковы подлинные значения «умеренного» поведения этой карты. Вопрошающему надлежит придерживаться золотой середины. Важнейшим фактором карты выступает точный выбор момента. Так же может означать и некое испытание, которое предстоит Вопрошающему.

Аркан традиционно носит название «Воздержанность», а также - «Умеренность» и «Золотая середина», а также «Ограничение», «Время». Идея, заключенная в нем - это идея мировой гармонии и порядка во всем. Еще совсем недавно в вашей жизни происходили перемены, события сменяли друг друга с такой скоростью, что вам некогда было ни уследить за всем, ни проанализировать происходящее. Шла кардинальная перестройка ваших взглядов и принципов. Но все это осталось в прошлом.

Теперь же, после всех этих житейских бурь и потрясений, наступил следующий этап: ваша жизнь течет столь гладко и неторопливо, что кажется, будто так оно всегда и было. Вы погрузились в период умеренности, или воздержанности, и это сразу же отразилось на вашем сознании и восприятии окружающего.

Такими же неторопливыми, как сама жизнь, стали ваши мысли, чувства и настроения. Вы словно бы покачиваетесь на волнах огромной, плавно скользящей реки и сами плывете вдаль так же неспешно, доверяя своему «проводнику». Что будет дальше - вы не знаете, но внутренний голос подсказывает вам, что впереди - только хорошее.

 В Таро Освальда Вирта одна чаша золотая а вторая серебряная, таким образом Умеренность солнечные и лунные характеристики Мага и Верховной Жрицы. Латинское Temperance означает «хорошо смешивать». Вода льется под углом, что физически невозможно. Нетерпеливому человеку способность спокойно реагировать на жизнь кажется магической.

 
Жизненный флюид изображен на картине 14 аркана Таро. Его переливает из золотого сосуда в серебряный Умеренность, которая выступает здесь ангелом Вселенской Жизни. Амфоры из драгоценных металлов соответствуют не грубым телесным оболочкам, а двойной психической атмосфере, для которой материальный организм не более, чем земной балласт. Одна из атмосфер, которая ближе к человеку, соответствует солнцу и активности (золото, сознание, разум). Она непосредственно управляет индивидуумом сохраняет энергию его воли. Вторая соответствует Луне и чувствительности. Ее сера более тонка и таинственна: чувства, неясные впечатления, воображение и бессознательное высшего порядка. Эта эфирная сфера улавливает вибрации  жизни – жизни вечной, резервуара, из которого мы черпаем жизненную силу, чтобы в последствии ее индивидуализировать. То что накоплено в серебряном сосуде, переливается в сосуд золотой, где происходит конденсация, необходимая для поддержания физической жизни.

Прорицательское толкование:

Вселенская Жизнь; ее непрерывное движение, циркуляция в живых существах. Одушевляющий флюид, который пополняет растраченные силы. Агент, возмещающий и восстанавливающий то, что износилось и пришло в упадок. Целительная энергия природы. Волшебное врачевание, основанное на способности улавливать жизненные потоки и управлять ими. Переливание жизненной силы, лечебный магнетизм, оккультная или мистическая медицина. Психическая алхимия. Возрождение. Мистерии воды и холода. Чудеса. Источник молодости.

Философская беззаботность, безмятежность духа, который поднялся над людскими несчастьями. Равнодушие к жизненным мелочам, ровное настроение, умиротворяющее спокойствие, здоровье, хорошее кровообращение, правильный обмен веществ, условия благоприятные для продления жизни, бескорыстие, бесстрашие, смирение.

Умение приспосабливаться, гибкость, покорность. Восприимчивость к внешним влияниям. Впечатлительность. Холодность, апатия, подвижность, изменчивая, неустойчивая натура.
 
 
Интерпретация Жана Додаля

Общее значение:

 Спокойствие, гармония, покой, терпение, ясность, общительность. Воздержание, пассивность.

Эта карта изображает молодую женщину с крыльями (интеллектуальное действие, экзальтация), которая переливает воду из одного кувшина в другой (золотой и серебряный): это баланс и гармония материального и духовного, здоровья и материального благополучия. Вода — это плодородие, очищение и жизнь. У этой девушки-ангела длинные волосы, что представляет духовность и внутреннюю ясность и силу.

Эта карта смягчает и умеряет действие всех окружающих карт. Она говорит о том, что не нужно спешить, если вы стремитесь к успеху. Люди под этой картой должны тщательно обдумать свои планы и взвесить будущие поступки. Карта сулит стабильность в финансах или продвижение по службе.

Для того, чтобы добиться успеха, абсолютно необходимо избегать опрометчивых и экстравагантных поступков и неумеренности. Будучи примиряющей фигурой. Умеренность способствует приобретению новых друзей, облегчает движение, общение и эмоциональные контакты, благоприятствует спокойным и гармоничным отношениям. Она возвращает ясность и покой, а равно и физическую и интеллектуальную энергию.

Положение:

Прямое: Вопрошающий станет причиной бедствий.

Перевернутое: Результаты не соответствуют ожиданиям.

 

Интерпретация Батиста-Поля Гримо

Общее значение: Терпение.

В духовной сфере: Склонность к рассуждениям.

В материальной сфере: Одышка. Недостаток энергии.

архетип: гармония

значение в целом: спокойствие, верная мера, мир, здоровье, исцеление, любовь к себе и к другим

работа: радость труда, прекрасная рабочая атмосфера

взаимоотношения: резонанс душ, любовь и привязанность

сознание: холистическое (целостное) мышление

сфера духа: открытие изначальной гармонии

цель: мир, исцеление

тень: мелочность, приспособленчество, уход от конфликтов

перевернутая: неумеренность, леность

Совет:

— найти верную меру и следовать ей.

Предостережение:

— не допускайте халтуры и сиюминутных увлечений.

В колоде Алистера Кроули, мы видим, Аркан изображен совсем иначе, но что интересно, интерпретация не сильно отличается от других колод, может быть мотив карты  (как и вся колода карт) более абстрактен, выражен более сложной символикой, берущей начало в мире магии, астрологии, каббалы, алхимии, что затрудняет ее интерпретацию. Название «Умеренность» автор заменил на «Искусство».