"Влюбленные"

                          Слушатель курса Школы профессионального Таро     
                                                   Татаров Е.А. (гр. 17)    
                      "Влюбленные"
                                                   Проверила Фролова Н.М.
 

Человеческая Воля (I), просветленная Знанием (II) и проявленная Действием (III), создает Реализацию (IV) силы, которую она может использовать правильно или неправильно, сообразно благому или злому Вдохновению (V), в пределах, очерченных для нее законами всеобщего порядка. Пройдя Испытание (VI), возложенное на нее божественной Мудростью, она, одержав Победу (VII), вступает во владение плодами своих трудов и, сохраняя Равновесие (VIII) на оси Благоразумия (IX), господствует над колебаниями Фортуны (X). Сила (XI) человека, освященная Жертвоприношением (XII), сиречь добровольным возложением себя на алтарь преданности и искупления, торжествует над Смертью, а божественная Трансформация (XIII), поднимая его из могилы в безмятежные сферы бесконечного развития, противопоставляет реальность бессмертной Инициативы (XIV) вечной лжи Фатума (XV). Течение Времени отмеряется руинами, однако за любым Разрушением (XVI) мы видим новую зарю Надежды (XVII) или Сумерки Разочарования (XVIII). Человек непрестанно стремится к тому, что выше его, и солнце Счастья (XIX) встает для него только по ту сторону могилы, после Обновления (XX) его существа смертью, открывающей ему более высокую сферу воли, разума и действия. Всякая воля, позволяющая управлять собою плотским инстинктам, отказывается от свободы и обрекает себя на Искупление (0) своих ошибок и заблуждений. Всякая же воля, соединяющаяся с Богом, чтобы показывать Истину и творить Справедливость, по завершении этой жизни причащается божественного Всемогущества над тварями и вещами, вечной Награды (XXI) освобожденных духов.


Моим любимым арканом является аркан   VI    Влюбленные. Однако обосновать это мне показалось достаточно трудным делом. Почему действительно Влюбленные?

     Интуиция? Или что-либо более весомое? Может быть потому, что число Шесть является  нумерологическим сигнификатором  моего дня рождения (05.03.1951   5+3=8, 1+9+5+1 = 16, 1+6=7, 8+7=15, 1+5= 6)? А может быть и потому что Судьба неоднократно, и даже очень часто, испытывала автора этих строк проблемой выбора.  И что самое поразительное, стрела Купидона всегда была направлена в сторону Порока. Да и само число Шесть  «заслуженно считается числом совершенства, полнейшего исполнения замысла Бога, именно на шестой день сотворившего человека». (Феликс Эльдемуров. Из неопубликованного).

            И так, аркан № VI (Влюбленные), естественно со всей «командой» старших арканов систем Таро, эволюционировал с незапамятных времен до наших дней. Хотя термин «с незапамятных времен» спорный. С какого времени считать начало истории старших арканов Таро? Может быть со времени возникновения еврейского алфавита? Или с середины XIV века, когда в Европе появились первые игральные картинки, пришедшие в Европу от мусульман? А может быть все-таки не от мусульман, а от цыган, пришедших из Индии?

           Так или иначе но первые печатные исследования арканов  Таро как системы мы замечаем в 1781 году в капитальном труде Антуана Кура де Жебелена (1728-1784) «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным).

Другой француз Жан-Батист Альетт (1738-1791) или более известный под именем Эттейла впервые написал книгу посвященной гаданию на Таро, создал полную колоду Таро, и установил соответствие  между арканами Таро и астрологическими элементами.

 Автору эти сток безусловно хотелось бы подробно остановиться на таких корифеях и исследователях Таро как Элифас Леви (1810-1875), Жерар Анкос (Папюс) (1865-1916), Освальд Вирт (1860-1943)  и многих других. Однако необходимость следовать тематики настоящей работы возвращает нас к одному единственному аркану  VI (Влюбленные).

 К сожалению попытки найти изображение аркана  системы Антуана Кура де Жебелена и Эттейлы не увенчались успехом. (Имеется в виду Интернет-издания).  Однако некоторые изображения данного аркана и его описание автор считает возможным привести ниже.
 
 
 
                                       
 
 
 
 
                             
 
 

Есть две различные формы этой карты. На одной изображается свадебная церемония: священник соединяет священными узами брака юношу и девушку (Адама и Еву?). Иногда влюбленных пронзает сверху стрелой некая крылатая фигура. Во втором варианте по обе стороны от юноши изображены две женские фигуры. Одна из них в золотой короне и имеет крылья, другая же облачена в развевающиеся одежды вакханки, а на голове у нее венок из виноградных листьев. Эти девы символизирует двойственную душу человека (духовную и животную); первая -- его ангел-хранитель, а вторая -- вездесущий бес. Юноша находится в самом начале взрослой жизни, у "Развилки Дорог", где он должен выбрать между добродетелью и пороком, вечным и преходящим. Вверху, в ореоле света, -- гений Судьбы (или "звезда" человека), лишь по незнанию принимаемый за Купидона. Если юноша сделает неверный выбор, стрела слепой Судьбы пронзит его. В псевдоегипетском Таро стрела гения направлена прямо на фигуру порока в знак того, что сей путь приводит к разрушению. Эта карта напоминает человеку о том, что ценой свободы воли -- или, точнее, возможности выбирать, -- является ответственность.

 

   Автору кажется заслуживающей внимание изображение и интерпретация колоды старших арканов (в том числе и VI-го аркана) Григория Оттоновича Мёбеса (1869--1930), немного измененной армянскими исследователями Таро Сусанной Айвазян и Шаэн Еремян.
 
           
 
 

Субъект, долженствующий применить человеческую свободу, изображен... в виде молодого человека (молодость - намек на необходимость элемента своевременности в выборе). Эволютивному треугольнику на картине соответствует скромно одетая, с виду невзрачная девушка, приглашающая молодого человека на правую тропу распутья двух дорог. Это добродетель. Картинка построена зеркально: правая тропинка - та, которая направо по отношению к лицу, рассматривающему изображение. Инволютивному треугольнику соответствует роскошно обрядившаяся весьма приглядная своею красотой женщина, манящая юношу на левую тропу. Парящий в облаках Гений справедливости направляет карающую стрелу в сторону левой женщины, олицетворяющей порок.*

 

      *  Здесь описание составлено так, что оно неотделимо от толкования. Символом шестого Аркана служит, согласно Мебесу, "звезда Соломона".  Эволютивный треугольник (см. рис. справа) - "восходящий" (темный, хотя, по идее, должен быть светлым), инволютивный - "нисходящий" (светлый), Stauros -  Т-образный крест в центре, указывающий на процесс оплодотворения.   

                                                                                                                                                     
                 
 
 
Не менее интересным VI-й аркан представлен в  шанхайском 1937 года издании "Курса энциклопедии оккультизма" (Григория Оттоновича Мебеса)
 

Фон -- скалистая местность. Слева -- спускающийся вниз склон, покрытый травой и цветами, по которому вьется удобная дорога. Справа -- суровый голый подъем на скалы с чуть заметной тропинкой. На перекрестке этих двух дорог стоит юноша в белом жреческом одеянии и с каштановыми волосами до плеч. Он весь подался вперед, как бы увлекая двух по бокам его стоящих женщин, держащих его за руки. Женщина слева одета в пестрый хитон, в котором преобладают буроватый и зеленые тона, с распущенными медно-красными волосами, с красивыми, но неправильными чертами лица. Она откинулась назад и движением протянутой вниз левой руки приглашает юношу спуститься в долину. С правой стороны стоит другая женщина, одетая в закрытый золотистый хитон, со строгими печальными чертами правильного лица; движением правой руки она указывает юноше на скалистую тропинку. Юноша же смотрит вперед. В небе над его головою парит гений с натянутым луком, стрела которого направлена на женщину слева. Небо прозрачно, много воздуха и перспективы. 

 

 Автор убежден, что небольшая коллекция изображения VI-го аркана будет не полной, в рамках этой работы без упоминания различных вариантов  художественной реализации Таро Владимира Шмакова.

 

Большая полноводная река омывает высокие желтые скалы. Огромные горы вплотную подошли к ней и почти вертикально обрываются вниз, причем во многих местах массивы утесов свешиваются над водной поверхностью. На правом берегу реки видна бесконечная равнина; первые несколько верст ее - луга, а затем, ближе к горизонту, все покрыто густым лесом. Большой остров разделяет реку на два рукава. На его мысе видна группа из трех людей. Впереди стоит юноша; во всей его позе чувствуется нерешительность, происходящая не из недостатка воли, а как бы из сознания невозможности в принципе определенного решения. С правой стороны юноши видна девушка с распущенными роскошными светлыми волосами; она одета в длинную белую тунику, плотно облегающую весь ее стан; на этом белом фоне красиво выделяется пояс из двух соединенных шнуров. Слева от юноши стоит женщина, она почти совсем обнажена, главную часть ее наряда составляют драгоценности. Девушка с теплой лаской и тихой грустью во взоре стремится увести с собой юношу. В женщине видно огромное сознание своей силы, которое вначале может показаться надменностью. Она положила юноше руку на плечо и пристально на него смотрит. Во всей ее позе слышится привычка властвовать, и в ее обращении с юношей чувствуется не столько просьба, сколько понукание, но это последнее выражается стремлением вызвать в душе самого юноши соответствующее горячее желание. В женщине также чувствуется грусть, но эта грусть иного характера. Здесь она переходит в какую-то глубокую тоску, в какое-то горькое сознание, и, хотя она тщательно скрывает свое горе, все же это чувствуется. Юноша одет в короткую рубаху желтого цвета, на ногах простые сандалии. Над головой юноши парит гений, пускающий стрелу. Эта стрела должна поразить одну из женщин, но какую именно -- этого еще сказать нельзя. На небе ярко сияет солнце, но на него надвигается огромная свинцовая туча. Воздух тих и мертвенно неподвижен, как это бывает перед сильной грозой.

 
                       
 
 
 
                                                        Интересную эволюцию изображений VI-го аркана мы наблюдаем у Освальда Вирта.
 
 
                          
 

Правда не ясна причина нарушения ассоциативного ряда изображения в различных изданиях.  Какое из этих изображений является истинным изображением Вирта? Приведенное на данной картинке или  имеющиеся у автора изображения, которые по известным причинам не могут быть приведены в настоящей работе (в Сети Интернета найти изображение VI-го  аркана из «Таро средневековых рисовальщиков», 1927 и «22 Аркана Каббалистического Таро», 1889  так и не удалось).

      Даже иллюстрации в книге Папюса «Цыганское Таро», 1889 во многом позаимствованы у Вирта. Очевидно, что на данном этапе целесообразно принять приведенное изображение из «Таро магов» (имеется ввиду как книга так и колода карт) за истинное изображение Освальда Вирта, тем более что смысловая интерпретация изображения автору во многом ближе чем,  допустим, изображение аркана в колоде Уэйта.
 
  Продолжение   http://www.taroclub.ucoz.ru/index/0-17