КУРСОВАЯ РАБОТА по Каббалистике Tarot Snake 2 курс

КУРСОВАЯ РАБОТА

 Tarot Snake

2 курс ТАРО

 

По  Каббалистикe

(приметительно к системе Таро)

 Москва, декабрь 2008

Проверила Хапатнюковская Э.М. 

 1. Вступление

Каббала́ (ивр. קַבָּלָה‎, «получение, принятие, предание») — духовное мистическо-философское учение, основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги Йецира, Багир, Зоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного также под именем Аризаль). Каббала прямо или косвенно повлияла на многих философов и учёных на протяжении истории и приобрела значительную популярность в последние годы. На Каббале основаны многие еврейские движения последних столетий — в частности, такие значительные, как хасидизм и религиозный сионизм. По мнению ряда православных священников и публицистов, Каббала — чуждое и враждебное христианству оккультное учение. С точки зрения сторонников каббалы, многие воззрения (отсутствие единого творца, сравнение каббалы с магией, придание каббале сугубо эзотерического характера и.т.д), высказываемые христианскими критиками, являются некомпетентными. «Учение каббалы скрывается от глупцов», чтобы не было неверных толкований учения («Как является обязанностью раскрывать то, что будет правильно понято, так является нашей обязанностью не раскрывать того, что правильно понято не будет»[8]). То есть, по мнению каббалистов, критика основана на поверхностном ознакомлении с каббалой, а критика, и, тем более, понимание сути и смысла учения, возможны только после его изучения.Православная критика обусловлена также, по мнению сторонников каббалы, опасениями в связи с возросшим интересом к ней современного (в том числе российского) общества.

 Фундамент средневековой каббалы был заложен в Вавилонии и Византии в VII—VIII вв., когда появилось довольно много мидрашей с выраженными каббалистическими тенденциями. Предметом исследования некоторых из них (например, «Алеф Бет раби Акивы» и «Мидраш га-Коген») были тайны создания и структуры вселенной. Другие сочинения того же периода описывают небеса, которые представляют собой семь небесных дворцов (так называемых гейхалот), и священную колесницу (Меркава). Эти ранние намеки на мистическую космогонию, космологию и теософию в IX в. ожили в Италии и Германии, а потом и в Испании, которая в XIII в. стала центром каббалы.

Каббала является мистическо-философским учением, появившимся в иудаизме и развившимся в течении многих поколений еврейскими раввинами и мыслителями. Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. С точки зрения изучающих Каббалу, причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания. Целью изучения Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовных мирах.

Согласно Каббале, душа воплощаетсяв материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Такое состояние называется «Гмар Тикун» (ивр.גמר תיקון‎) — конечное исправление. Достижение этого состояния и есть цель Каббалы.

«…Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую „раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире…“» (из статьи Бааль Сулама «Суть Каббалы»)

Наиболее знаменитой каббалистичесой книгой является Книга Зогар (ивр.זוהר‎, «Сияние»), написанная согласно ортодоксальным каббалистам во II—III веке н. э. р. Шимоном бар Йохаем и опубликованная в XIII веке раби Моше де-Леоном. По преданию р. Шимон бар Йохай сo своим сыном Элазарoм 13 лет изучал тайны каббалы в пещере. Позже, Шимон бар Йохай обучал Каббале своих учеников и написал книгу Зоар. Каббалисты считают Зогар основой каббалистической мысли и огромной духовной силой. Многие из них рекомендуют содержать её в каждом доме. Чтение Зогара вслух, не обращая внимание на его содержание, просто для «пользы души» (каббалисты считают, что чтения Зогара имеет положительное влияние на подсознательном уровне), стало распространённым обычаем, особенно среди сефардов. В XVI в. Зогар был впервые напечатан в Италии и имел такой авторитет, что любой ученый, имеющий деньги, желал его приобрести. Читателями книги были и христиане, которые интересовались еврейским мистицизмом и возможностями его христианской интерпретации.

Изучение Каббалы получило широкое распространение на востоке, особенно в северной Африке. Так к примеру большинство МарокканскихЕвреевимели в своих домах тексты книги Зоари изучали их. МарокканскиеМусульманетакже с большим уважением относились к Каббалистам. Некоторые из них были объявлены Мусульманскими праведниками.

На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных индивидуумов. Однако очень важный толчок в развитии каббалы произошел, когда евреи были изгнаны из Испании в 1492 г., что привело к мощному взрыву мессианского стремления к искуплению грехов, а в результате миграции несколько наиболее ученых испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галиции. Вскоре Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции короткое, но замечательное время в XVI в.

Из Цфата каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры. Вскоре она стала по-настоящему массовым учением и как таковая подготовила почву для мессианского движения, во главе которого встал Шабтай Цви(1626—1676), а веком позже — для восточно-европейского хасидизма. Таким образом, мистицизм каббалы стал одной из самых влиятельных сил, который вел еврейский народ его историческим путем, пока просвещение и эмансипация, а потом национализм и сионизм не взяли верх, чтобы служить жизненными стимуляторами.

Сторонники массового распространения Каббалы считают, что она оказывает положительное влияние на духовное развитие каждого индивидуума в частности и на человечество в целом. По их утверждению большинство влиятельных каббалистов последних веков были сторонниками распространения учения Каббалы и духовная работа нашего поколения зависит именно от массового процесса самосовершенствования посредством изучения Каббалы. Изучение Каббалы являлось одной из тайн некоторых направлений символического масонства, членами которого были в средние века многие видные представители знати, дворянства и духовенства.

Древнееврейские каббалистические корни прослеживаются в Таро гораздо четче, нежели символика древнеегипетской «книги Тота» Каббала являет собой также  фундамент, на котором строится древняя наука- магия. Алистер Кроули определяет магию как «науку и искусство вызывать изменения  в соответствии с желанием». Дион Форчун уточняет  это определение, делая дополнительную оговорку «изменения в сознании». Каждая буква каббалистического алфавита  соотносится с числом, цветом, множеством симоволов и картой Таро. Каббала не только помогает в понимании Таро, но также учит исследователя классифицировать и упорядочивать все подобные идеи, числа и символы.

 2. Основная часть

Основа Каббалы – десять Сефирот и двадцать два пути – математически правильна и определенна. Десять чисел и 22 буквы древнееврейского алфавита с их традиционными и рациональными соответствиями, образуют связную систематическую  основу нашего алфавита, достаточно устойчивую, чтобы на нее опираться, и достаточно гибкую, для того, чтобы  производить на ней надстройку. Каббала в первую очередь утверждает, что интеллекту присущ принцип внутреннего  противоречия, и что следовательно, это ненадежный инструмент  для великих поисков истины .Два основных метода традиционной Каббалы – медитация ( йога) и практическая Каббала (магия). Под йогой подразумевается строгая система умственной дисциплины и самодисциплины, первичная цель которой  - абсолютный и полный контроль над мышлением. А конечная цель – обретение способности останавливать поток мышления по своей воле, чтобы то, что  находится за пределами разума, могло проявиться в созданной таким образом неподвижности. Практическая Каббала связана с  изготовлением талисманов, используемых в церемониальной магии.

Элифас Леви в своей работе «Доктрина и ритуал» впервые связал Каббалу и Таро и доказал, что Таро является «ключом ко всем оккультных наукам и практикам». Леви взял за основу магического алфавита 22 козырные карты Книги Тота, приписав им свои знания и опыт. Вот, что пишет Леви по этому поводу « Основой абсолютной иероглифической науки служил алфавит, в котором все боги были буквами, все буквы – идеями, все идеи – числами, а все числа – совершенными знаками. Этим иероглифическим алфавитом, из которого Моисей сотворил великую тайну своей Каббалы, является книга Тота».

Идею  Леви развил Папюс, давший всем Старшим Арканам астрологические соответствия. В начале XX в. работы А. Кроули и А. Уэйта дали направление исследованию и развитию карт Таро на целый век вперед. Возрождение интереса к Таро привело к широкому распространению традиционных колод (версии Уэйта, Кроули и Кейса) и к созданию совершенно новых (языческих, викканских, нью-эйджевских, Ошо-Таpо и т. д.)
В основе Таро лежит образ Древа Жизни Сефирот, заимствованного из Каббалы, и считающегося символом Творения. Это древо состоит из десяти энергетических центров (сефирот), соединенных между собой 22 «тропами» или связками. Считается, что десять сефирот соответствуют первым десяти числам, а двадцать две связки между ними — 22 буквам еврейского алфавита, которые в свою очередь соответствуют 22 Старшим Арканам.(от лат. arcanum — тайна).
Старшие Арканы. Двадцать две карты, называемые Старшими Арканами Таро, представляют собой великое путешествие жизни, которое суждено пройти всем людям: рождение, детство, связанное с любовью, опекой и влиянием родителей, отрочество, запоминающееся первой влюбленностью, конфликтами и бунтами, период зрелости с житейскими и нравственными испытаниями, потерями, кризисами, отчаянием, ведущими к преобразованию и пробуждению новой надежды, а в конце человек приходит к победе и достигает цели, после чего начинается следующее путешествие. Панорама жизни представляет собой внутреннее путешествие, происходящее на различных уровнях. Внутренние перемены провоцируют внешние события, а внешние события способствуют внутренним переменам.Старшие Арканы описывают внутреннее состояние человека в определенной точке жизненного пути и опыт, который человек вероятнее всего может получить из внешней жизни в этот момент. Понимание внутреннего значения определенного опыта может помочь разобраться в нынешних проблемах и перестать относиться ко всему происходящему как к случайности. Во всем, что случается с человеком, отражается его сущность и то, как он развивает и реализует эту сущность на великом пути жизни. Если рассматривать обретение целостности личности на Пути как цель человека, то смысл каждого аркана как этапа жизненного пути и их взаимосвязь друг с другом может дать верные ориентиры.