продолжение курсовой работы Aallna Lemberg

Очень своеобразно решена тема перехода через смертный предел в колоде Ошо Дзен Таро. Узкий проход в зазеркалье стерегут две ящерицы. (Можно усмотреть здесь намек на то, что как у ящерицы отрастает утраченный хвост, так и Луна обновляется после каждой темной фазы, и так же человеческая душа возрождается после каждого испытания). А в мире за порогом толпятся многочисленные образы – прежние воплощения души, то, что оставляет человеческая сущность с каждой своей смертью. В такой трактовке Луна указывает на необходимость вернуться к засмертному опыту, в глубины предыдущих существований для более полного самопостижения.

Есть в Луне и наслаждение иллюзиями воображения, и откровенное самолюбование. Если в уже описанной выше колоде Манара девушка, с которой спадают наряды, что-то искала, всматриваясь в лунное зеркальце, то Луна – Белая Кошка из одноименной колоды (моей любимой!) все уже нашла, только поделится не со всяким. Богато одетая, улыбающаяся, с глазами, прикрытыми от наслаждения, эта кошка – вероятно, спутница веселых и чувственных богинь Фрейи или Баст. Она стоит спиной к башням, а собаки – две шавки – робко жмутся у ее ног. Луну она, как Бьянка из колоды Висконти-Сфорца, держит в правой лапе, и отражена в лунном диске она сама.

…Я размышляю о будущем. О возможной колоде «Московское Таро», ибо мегаполис, в котором я живу, суть пространство совершенно мистическое. Луна над Москвой-рекой, отраженная в воде, на одном берегу – Храм Христа-Спасителя, на другом – Дом на Набережной. Самый светлый и самый темный символы нашей истории в московском сознании. Но до тех пор еще много лун сменится…

 

 

Практическое Толкование

 

Многочисленные, но целостно взаимосвязанные аспекты толкования 18-го Аркана могут самым разным способом проявляться при практическом гадании.

Общий смысл, как представляется: ситуация, в которой оказался, спрашивающий, неясна. Вероятно, его обманывают или он сам обманывается. Что-то от него скрыто, или он цепляется за какие-то свои иллюзии и страхи, не желая видеть очевидного. Однако это необходимо. Рядом лежат значения «ложных друзей», измены (не обязательно в сексуальном смысле), ненадежности положения.

Луна может предвещать мелкие траты и убытки (по ассоциации с серебром, мелкими деньгами и в общем скорее негативным духом карты).

По времени Луна может указывать на ночь, от заката до восхода Солнца, или на месяц как срок свершения тех или иных событий. Собственно, сумерки, «время  между собакой и волком», согласно французской пословице...

Четко ассоциируется с Луной все, что касается всех аспектов «влажности», жидкости. Все, что связано с кровью – женские крови, кровотечения от болезней, слезы, алкоголизм и вызываемые им видения и состояния (в отличие от веселых попоек по Дьяволу). Поездки к воде, путешествия по воде. Дурманные отвары, отравляющие организм и разум. Ну и всякая «болотистость» – застой в делах, вялость мысли, неуверенность в своих поступках, потаенные страхи, тормозящие путь вперед.

Все, что таится в глубинах человеческой психики, все иллюзии, невольное или намеренное одурманивание. Видения, игра воображения, галлюцинации, образы, порождаемые зеркалами. Скрытое в дымке непознанное.  Томления духа, равно как и томления плоти. Потакание инстинктам. Сны. Трансовые состояния. Недоброе колдовство. Морок. Общая маета, тоска бытия. Общая болезненность состояния или ситуации.

Неся в себе аспект женственности, луна намекает на участие – возможно, неявное – в ситуации какой-то женщины, любовную измену, женское влияние на человека или женские черты в его натуре. Безличный Эрос – не любовь! – а в сочетании с «денежным» оттенком – может обозначать проституцию...

Луна благоприятна для творческих людей, для создания визионерской поэзии и произведений в жанре «фэнтези» или даже «хоррор». Но всматриваясь в свои или чужие видения, существует опасность утратить связь с реальностью до полной неадекватности восприятия и поведения. Интуиция, не дополняющая, а скорее подменяющая сознательный анализ и выбор. Мой личный опыт – карта литераторов-переводчиков. И еще – карта художников и, в особенности, фотографов, ибо суть фотографии – создание оптических иллюзий, запечсатлевание зрительных образов, даже и мнимых.

Луна может также призывать к временному отказу от трезвой аналитики, приобретению мистического опыта, контакту с потусторонним, запредельным… но это уж кто может и умеет). Аркан предупреждает об опасностях такого пути. Средства могут подменить цель, чудовища подстерегают странника, в потусторонних мирах легко заблудиться.

 

 

18-й Аркан и поэтика символизма

 

Если же говорить о проявленности Аркана Луны в здешнем, вещественном мире, то самым ярким – или просто самым близким мне как литератору – примером может служить творчество поэтов-символистов.

Не углубляясь в дебри чисто филологической терминологии, я сказала бы, что главный идеологический и эстетический посыл символизма таков: за приметами земного бытия силой поэтического воображения, граничащего с визионерством, провидеть знамения потустороннего, возможно, высшего мира и попытаться воплотить это в текстах, так же наполненных многозначительными словесными знаками. Очевидно, что подобного рода искания лучше всего было осуществлять именно по Луне. В реальной практике эти литераторы применяли разные способы достижения визионерских состояний, отнюдь не полагаясь только на игру собственного воображения… И хотя символисты достаточно редко впрямую упоминали в своих сочинениях об Арканах и вообще о Таро, Луна и её символические аспекты слишком часто прорисовывались в текстах авторов этого литературного направления, чтобы это было случайно.

Зачем далеко ходить: вот самое известное стихотворение самого известного из русских поэтов-символистов. Перечитывая этот хрестоматийный текст, хорошо положить рядом карту 18-го Аркана и сличать как внешние приметы оного, так и значения. Совпадения я выделила курсивом – их столько, что это стихотворение можно считать прямым поэтическим переложением карты Луны. Жирным шрифтом – разъяснения. Предварительно стоит заметить, что стихотворение появилось практически одновременно с колодой Райдера-Уайта... на каковую версию и стоит смотреть, читая Блока.

 

Александр Блок

 

НЕЗНАКОМКА

 

По вечерам над ресторанами
(время суток – сумерки; не темные вечера, а преддверие питерских белых ночей, без света и без теней, вернее – все в тенях; рестораны – вполне себе постройки и их более одного, т.е. минимум – два)
Горячий воздух дик и глух,
(и места дикие, глухие, загородные, отделенные от цивилизации и упорядоченности; и воздух весны пробуждает низменные инстинкты – «дикость», о чем дальше)
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
 
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
(вдаль уходит пыльная извилистая дорожка, ведущая за предел, в некую бесконечность; крендель булочной даже чисто графически похож на ее знак, но он едва виден. В этой бесконечности скрыто будущее – дети как знак продолжения рода или собственного возрождения, но они тоже невидимы, разве что слышны; зримо проявятся они только в следующем Аркане – Солнце, уже за пределами сюжета. Но герою новое рождение пока что не грозит.)
 
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
(лунная цикличность, повторяемость, выводящая во вневременное состояние; дневная, ясная реальность осталась за порогом, за четко обозначенной границей)
 
Над озером скрипят уключины,
(водоем как нижний мир –  и лодки для плавания по водам души)
И раздается женский визг,
(женщин только слышно, но пока не видно – женственность потаенная, скорее ее незримое эротическое ощущение, она материализуется только по мере погружения героя в измененное состояние)
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
(а вот и сама Луна, хозяйка Аркана, все повидавшая за вечность)
 
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
(герой одинок, затерян в вещественном мире, добровольно отчужден от него и стремится к общению лишь со своим внутренним двойником, своей душой – для чего постоянно пьянствует)
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
 
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
(лакеи, чья услужливость оплачена, ожидают подачки и тем самым вполне ассоциируются с собаками – «ложными друзьями»)
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
(люди, утратившие от контакта с мистической влагой облик человеческий – это можно принять за хтонических чудовищ, аналогов рака)
 
И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
(зыбкость восприятия, игра воображения, стирается грань между реальностью и иллюзиями)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
(в зеркале или в воображении героя женственность и тайна наконец персонифицируются)
 
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
 
И веют древними поверьями
(древность, вечность, мифичность, архетипичность явившегося образа)
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
 
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
(лик незнакомки скрыт -  она и есть тайна)
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
(тот самый берег, иная реальность, куда попадают герои, переплывшие воды нижнего мира, та даль, что лежит за проходом в неведомое)
 
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
(солнце – скрыто, видно только его отражение, т.е. опять же Луна)
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
(путь к тайной истине лежит во внутреннем мире, и та извилистая дорожка пролегает внутри самого героя)
 
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
 
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
(герой признает, что двойник, скрытая сущность, хтоническая тварь, живущая в потустороннем мире и проявляющаяся только в пьяном трансе – он сам)
Я знаю: истина в вине.

  

Стоит заметить, что первые несколько строф довольно точно описывают классические изображения Аркана: строения, водоем, непрямая тропинка, уводящая в незримые дали, луна в небе. И общая неуютность мира Луны.

Столь же безошибочно передано «лунное состояние» психики: «оглушен», «смирен», «закованный», т.е. герой пассивен, заморочен, отчужден от вещественной реальности. Он пьет – давно и постоянно – причем именно с целью достижения порогового состояния,  за которым лежит или воображается иная реальность, вечная-древняя-вневременная истина; сама же эта истина в полном соответствии с символикой Аркана воплощается в женском образе. Навязчиво повторяются мотив цикличности: «и каждый вечер». Равно как и мотив иллюзорности, зеркальности: двойник, альтер-эго, собственная «темная» сущность является герою отражением в стакане с вином, незнакомка – в «туманном окне», луна стоит над озерной гладью. Так же повторяется и «тайна», «таинственный». Дважды – характерная для Аркана бинарность! – проходит тема влаги, жидкости: озеро и вино; дважды упоминаются дурманящие запахи: «весенний и тлетворный дух», «дыша духами и туманами», дважды подчеркаивается хтоничность, хаотичность, непроявленность «лунного мира» – и «воздух дик и глух», и «глухие» тайны. Проскальзывает и неявный намек на смерть – на незнакомке темная вуаль и «траурные перья».

Притом вполне осознано само трансовое состояние, иллюзорность и сомнительность восприятия – видения зыбки, они «качаются» в мозгу героя, он видит сон и понимает, что видит сон, сон повторяющийся и недостижимый, что героя вполне устраивает. Испытания, предлагаемые Арканом, он не выдерживает и даже не пытается. (Если на минуту вернуться в «реальный» мир, то чего проще было бы узнать и даже «познать» эту незнакомку: женщина, скрывающая лицо и по вечерам бродящая в одиночку по загородным питейным заведениям, вряд ли придерживается строгих правил, скорее наоборот, ищет эротических приключений...) Не постижение женщины-тайны, но лишь знание о том, что она есть и скрывается в глубинах его существа, потребно герою, согласно смыслу аркана, утратившему волю (потому и спивается); ипребывание на пороге между мирами, не переступая ни туда, ни сюда – самодостаточно. И это понятно в тарологическом контексте стихотворения: истина заключается в том, что двойник героя – пьяное чудовище, способное увидеть цель внутреннего квеста – «берег очарованный», но не способное этот путь пройти. Потому и тропа в дальнейшую реальность перекрыта шлагбаумом, а герою остается блаженная, но гибельная, дурная бесконечность «каждого» пьяного вечера.

 

Схожий образный ряд присущ текстам Лорки, Верхарна, Уайльда – поэтов, творивших в разное время и на разных языках, но верных поэтике символизма, о чем можно было бы написать совершенно отдельную работу. В целом же я уверена, что символизм как художественное направление может (и, вероятно, должен) быть рассмотрен в свете тарологической Луны.

 

Я заканчиваю этот текст 31 июля 2008 года, в канун полнолуния и солнечного затмения, когда Луна закроет собой Солнце...

 

 

 

Список литературы

 

Костенко А. Тарокки Висконти-Сфорца. http://green-door.narod.ru/visconti.html.

Мифы народов мира. В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1988.

Антипенко А.Л. «Мифология Богини» (по данным «Одиссеи» Гомера). М.: Ладомир, 2002.

Моран М. Марсельское Таро. М.: Интерарк, 1993.

Ди Трачи Р. Мистерии Исиды. М.: Гранд-Фаир, 2000.

Het Monster. Азбука Таро. М.: Интерарк, 1992.

(Папюс). Предсказательное Таро. СПб., 1912 (репринт без даты).

Уэйт А. Э. Иллюстрированный ключ… (пер. А. Костенко, 2006). http://green-door.narod.ru/waitetar-rus.html

Вирт О. Таро магов. СПб.: Экслибрис, 2002.

Шмаков В. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. К.: София, 2008.

Кроули А. Книга Тота. К.: Янус. – СПб.: Экслибрис, 2001.

Котельникова А.А., Герасимова Е.Н. Эротическое Таро: исследование тайн любви. М.: Центрполиграф, 2005.

Рени Ж. Гид по Таро. М.: Гранд-Фаир, 2003.

Блок А.А. Собрание сочинений в 3 т. Т. 2. М.-Л.: Гослитиздат, 1960.